Что стоит за 100-летним юбилеем Республики Бурятия

31 мая в Бурятии отметили юбилей. История их появления до сих пор полна белых страниц. А последствия разделения Бурятии сказываются до сих пор.

Историки говорят: исторический парадокс в том, что буряты – единственный народ в России, разделенный на несколько частей. И корни этого парадокса зародились еще до Октябрьской революции. 

«У бурят началось постепенное сужение их былой этнической территории, продолжающееся, кстати, до наших дней. К 1 января 1917 года ввиду отобранной в колонизационный фонд бурятской земли размеры землепользования бурят Верхоленского уезда сократились на 51%, Карминского – на 75%, Хоготовского – на 51%, Верхнекуданского – на 75%, Баяндаевского – на 74%, Ользоновского – на 49%, Зунгаро-Быкотского – на 80%, Унгинского – на 64%, Нельхайского – на 72% и т.д. Со своих лучших земель проживания по берегам реки Ингоды были вытеснены агинские буряты в засушливую голую степь, где сейчас они и живут, т.е. в основных районах расселения бурят их земельные наделы сократились на 53,5%», — писал Д.Д. Нимаев в книге «Бурятия».

Первые автономии

В год столетия Октябрьской революции в нашей республике могут с полным правом отметить и столетие первой национальной автономии бурят. Она называлась — Государство Бурят-Монголия. В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией, на территории нынешней Бурятии установилась Советская власть. Правда, всего на несколько месяцев — с февраля до лета, когда была свергнута военной диктатурой атамана Семенова. 

Трудно поверить сейчас, но после этого за короткий срок на территории нашей республики провозглашали свою власть несколько национальных и «белых» правительств. С 1919 по 1920 год у нас успели появиться Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство и Великое панмонгольское государство. 

Когда 2 марта 1920 года Красная Армия отбила у белых Верхнеудинск, будущая республика оказалась разделенной между двумя государствами. Западные бурятские земли в составе РСФСР. Там 9 января 1922 года

образовали Монголо-Бурятскую автономную область. В ней Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки. Причем центром округа был Иркутск. 

Восточные земли оказались в составе Дальневосточной республики. Причем граница прошла по реке Селенге. До сих пор старожилы Прибайкальского района помнят, как называли жителей противоположного берега «маньчжурами». Более того, Улан-Удэ, тогда еще Верхнеудинск, почти 7 месяцев был столицей огромной Дальневосточной республики. В ее составе в 1921 году тоже создана Бурят-Монгольская автономная область. В ней 4 огромных района — Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки. Центр округа — Чита. 

Когда закончилась гражданская война и ДВР присоединилась к РСФСР, две бурят-монгольские автономные области объединили. На их основе 30 мая 1923 года и была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в Верхнеудинске. С тех пор эту дату мы и отмечаем как день образования Республики Бурятия. Почему она не стала союзной республикой в составе СССР, а вошла в РСФСР – предмет изучения историков. 

«Восточный орел»

Бурят-Монгольская АССР развивалась в первые годы своего образования бурно. Быстро стала одной из передовых республик. 30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край со столицей в Иркутске. В этот край вошла и наша республика. В 1934 году Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ. В 1936 году Восточно-Сибирский край упразднён с разделением на Бурят-Монгольскую АССР и Восточно-Сибирскую область. В том же 1936 году за большие достижения в строительстве социализма бурят-монгольскую делегацию пригласили на торжественный прием лично к Сталину. Он в своем выступлении назвал руководителя республики Михея Ербанова восточным орлом. Многих членов делегации удостоили высоких правительственных наград СССР. Именно там сделана самая известная фотография, ставшая плакатом с названием «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». На снимке бурятская девочка Геля Маркизова на руках Сталина. Казалось, ничто не предвещало ужасной трагедии уже через год. 

Обвинили в панмонголизме

Сначала под каток репрессий попало почти все национальное руководство республики. Расстреляли многих, включая Ербанова, руководителей СНК республики, БурЦИК, 14 наркомов, 11 секретарей айкомов ВКП(б), 7 председателей аймисполкомов. Убито и сослано в лагеря большинство видных деятелей бурятской научной и творческой интеллигенции. За 1937 год в целом и десять месяцев 1938 года в Бурятии арестовано 6836 человек, из которых 4907 были осуждены. 6267 человек признаны изменниками родины, диверсантами, вредителями, террористами, контрреволюционными агитаторами. 

Членами панмонгольской организации признаны 2026 человек. 1303 из них – представители ламского сословия. Обвинений в шпионаже в пользу Японии не избежал даже будущий маршал Победы Константин Рокоссовский, служивший в Бурятии. Девочка с плаката со Сталиным бежит с матерью в Среднюю Азию после расстрела отца. 

Современному поколению трудно понять, почему обвинение в панмонголизме соседствовало с обвинением в шпионаже в пользу Японии. 

Дело в том, что идею панмонголизма как создания большого государства, объединяющего все монгольские народы, использовали все, кому это было выгодно. Не только атаман Семенов и барон Унгерн, но и российские большевики. Они хотели использовать панмонголизм для экспорта  социалистической революции на Восток. 

«Коминтерн до определенного момента был заинтересован в использовании «монгольской карты» как варианта развития мировой революции в Азии», – пишут историки Ю.В. Кузьмин и В.В. Свинин. 

Японцы увидели в панмонголизме возможность ослабить Китай, который они начали оккупировать. Тогда в Китае монголы Внутренней Монголии еще не имели автономных прав. 

— Японские военачальники осознали, что основание единой Монголии помогло бы оказывать давление на Китай и создать благоприятные условия для японской оккупации русского Дальнего Востока, — отмечает монгольский историк Б. Батбаяр. 

Неудивительно, что накануне Второй мировой войны Япония, подобравшаяся близко к границам СССР, стала опасным врагом. По прямому указанию И.В.Сталина НКВД СССР провел зачистку приграничной к оккупированному Японией Китаю территории от «неблагонадежных элементов». В Казахстан и республики Средней Азии из Бурят-Монгольской АССР, Читинской области, Хабаровского и Приморского краев депортировали 120000 корейцев и 8000 китайцев». 

В самой Бурятии обвиняемым в панмонголизме приписывали шпионаж на японцев. Только в 50-е годы полностью реабилитируют тех, кто обвинялся в панмонголизме. Вынесут оправдательные приговоры, в которых признают: на территории Бурят-Монголии, также в МНР не было никакой контрреволюционной панмонгольской организации. 

Раздел на 5 частей

26 сентября 1937 года Восточно-Сибирскую область разделили на Иркутскую и Читинскую области. Постановлением ЦИК СССР Бурят-Монгольская АССР разделена на несколько частей. К Читинской области отошли Агинский и Улан-Ононский аймаки БМАССР, образовав Агинский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в поселке Агинское. К Иркутской области отошли Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский, Ольхонский аймаки, образовав Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в поселке Усть-Орда. 

Официально это решение объясняли тем, «чтобы приблизить руководство областных советских органов к районам, к предприятиям, колхозам и совхозам». Фактически республику разделили на 5 частей. Кроме двух округов, еще два района отделили от республики. Ольхонский отошел Иркутской области, Улан-Ононский — Читинской. 

— На депортацию бурятского населения из трех аймаков, которые отходили от Бурят-Монгольской АССР, центр, очевидно, не решился по той причине, что буряты имели, в отличие от корейцев и китайцев, собственное национально-государственное образование, а потому и не относились, по принятой тогда квалификации, к так называемым «текучим национальным группам», не имевшим определенной классовой структуры и якобы исторической территории, что давало центру повод для их депортации, — утверждает историк А.А. Елаев. 

В результате республика лишилась 40% своей территории и 5 крупных аймаков. В составе самой республики осталось 15 районов и город Улан-Удэ. Экономически Бурят-Монгольская АССР потеряла плодородные житницы западно-бурятских земель и животноводческие аймаки в Забайкалье. Возражать против такого решения в разгар репрессий было некому. 

Новая история

«Сколько обид и несправедливости допущено по отношению к бурятскому народу! Вопреки Конституции БМАССР и РСФСР, вопреки воле и желанию народа была разрушена его единая национальная государственность. Стремление народа сохранить свое богатейшее наследие и духовные ценности, самобытность и традиции жизни объявлялись буржуазным национализмом, панмонголизмом. Пострадали интеллигенция, лучшие сыны бурят. Подавлялась уникальная бурятская культура, созданная на стыке буддийской культуры и западной русской культуры», – написали в Кремль в 1990 году 60 ветеранов из Бурятии в письме о реабилитации репрессированного бурятского народа. 

Обещал поддержать это требование и первый президент Бурятии Леонид Потапов. Обещание так и осталось обещанием. Парадокс в том, что в богатой ресурсами и электроэнергией Иркутской области Усть-Ордынский округ становился все беднее. В депрессивной Читинской области Агинский округ благодаря привлечению инвесторов выделялся процветанием. 

Но в середине 2000-х годов разукрупнение регионов в России решили начать с бурятских округов. Их решили объединить с Иркутской и Читинской областями. Тогда срочно созвали в Усть-Орде IV внеочередной Всебурятский съезд. Приехали 119 делегатов из Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских округов, а также из Москвы, Киева и других регионов России.

«Вопрос объединения — это вопрос жизни и смерти для прибайкальских бурят.  Мы дали понять Москве, что народ просыпается. Съезд принял обращение к президенту Путину, высшим органам власти РФ и пяти субъектов, где компактно проживает бурятское население, с требованием о недопустимости ликвидации округа», — подытожил тогда итоги работы съезда Иван Мануев. 

Делегаты говорили о том, что вне автономного образования буряты не смогут сохраниться как этнос. В качестве примера Мануев привел ситуацию в Качугском районе Иркутской области, где в конце XIX века проживало более 20 тысяч бурят, в 80-е годы ХХ века — полторы тысячи, а сейчас и вовсе почти не осталось. Аналогичная картина в Балаганском, Иркутском сельском, Нижнеудинском и других районах. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *